Цветы из бумаги в средней группе

Кончики детски пальцев питают творческое воображение, мышление и речь. Ручной труд развивает уверенность и изобретательность движений руки малыша, создающей художественный образ, а полученный результат помогает ощутить радость от созидания. Благодаря конструированию из бумаги ребёнок откроет для себя волшебный мир разнообразия цвета и формы, познакомится с цветы основными геометрическими фигурами, освоит базовые навыки моделирования в детском саду, приобретёт начальное понимание правил комбинаторики, разовьёт координацию движений руки, а также внимание и наблюдательность.

Содержание

Цели обучения конструированию из бумаги в детском саду, конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Конструирование — в переводе с латинского означает создание модели, творческое выстраивание определённой гармоничной и целостной системы взаимоотношений между различными элементами, деталями или частями предметов.

Задачи и технические приёмы конструирования из бумаги

Конструирование из бумаги считается художественно-эстетическим творчеством, т. е. дети воплощают некий образ (сказочный или литературный персонаж, украшение интерьера, образы из реальной жизни), передают его характер, опираясь на цвет, форму, выражая при этом свою эмоциональную реакцию, личное отношение к этому образу. Ведущая особенность конструирования — теснейшая связь с игровой деятельностью малышей, поскольку поделка мастерится в процессе игры и для игры (театральной, ролевой, дидактической).

Игра с бумажными фигурками

Ведущая особенность конструирования — теснейшая связь с игровой деятельностью малышей

Главная цель конструирования — развитие мышления, формирование нравственных качеств, воспитание эстетических чувств.

Общие задачи:

  • обучать базовым приёмам работы с бумагой;
  • формировать навыки работы согласно технологическим картам и схемам;
  • знакомить с основными цветами, геометрическими формами и понятиями;
  • развивать самоконтроль, координацию движений, мелкую моторику;
  • совершенствовать пространственное, логическое, абстрактное мышление;
  • воспитывать трудовую культуру, самоорганизацию, навыки работы в коллективе;
  • развивать коммуникативные навыки, способствовать активизации игровой деятельности.

Разновидности конструирования из бумаги:

  • Оригами — традиция, пришедшая из Японии, техника получения изделия путём многократного сгибания. Оригинальная поделка из бумаги — трогательный подарок с символическим смыслом и проявление сердечного отношения.
  • Киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки).
    Букет цветов

    Поделка, выполненная в технике киригами

  • Обе эти техники требуют концентрации внимания, дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости и точного следования определённому порядку действий.
  • Скульптура из бумаги — изготовление широкого спектра разнообразных поделок как по тематике, так и по конструктивному решению путём сочетания самостоятельно созданных детьми разных форм (цилиндр, куб, конус).
    Скульптура из бумаги

    Объёмные фигурки из бумаги, созданные на основе цилиндрической формы

Технические приёмы работы:

  • сминание, разрывание, скручивание (три-четыре года);
  • сгибание и разрезывание (с пяти лет).

Младшая группа

Задачи:

  • Познакомить со свойствами бумаги (мягкая, жёсткая, толстая и тонкая, матовая и глянцевая, цветная и белая, гладкая и пористая).
  • Учить работать с клеем.
  • Изучать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг).

Младшие дошкольники должны уметь:

  • Использовать приёмы сминания в крепкие комочки, разрывания, скручивания (веточки дерева, цветы, травка, колобок, птичка и т. д.).
  • Видеть в разорванных полосках и смятых шариках образ предмета, отвечать на вопросы воспитателя «На что похож?», «Может это птичка или цветочек?», уметь предложить свой вариант.
  • Самостоятельно подбирать цвет бумаги для изделия и деталей.
    Конструирование из бумаги в младшей группе

    Дети младшего дошкольного возраста осваиват приём скатывания бумаги в шарик

Средняя группа

Задачи:

  • Развивать понимание свойств бумаги. Постепенно вводятся новые виды: фольга, бархатная, ватман. В работе дети используют дополнительные материалы и инструменты: фломастеры, карандаши, краски, кисти.
    Оригами фигурка

    В работе дети используют дополнительные материалы и инструменты: фломастеры, карандаши, краски, кисти

  • Учить скручивать бумагу в жгуты, приклеивать к бумаге, дорисовывать детали, соединять в единый образ отдельные части (стебель из жгутика и цветок цветы из бумаги в средней группе из комочка).
  • Осваивать техники оригами:
    • складывание листа бумаги пополам (вдоль, поперёк) и по диагонали с совмещением сторон и углов (базовые формы треугольника и прямоугольника);
    • отгибание у квадрата двух углов (форма полуовала).
  • Скручивание полосок в кольца.
  • Познакомить с приёмом киригами (заключительное занятие): складывание квадрата по прямой, вырезание силуэта предмета, дальнейшая доработка образа, включающая рисование или приклеивание дополнительных деталей.

Дети среднего дошкольного возраста должны уметь:

  • Складывать квадрат пополам и по диагональной линии, совмещая стороны и углы.
  • Конструировать на основе базовых форм оригами различные поделки.
  • Подбирать бумагу по фактуре и цвету в соответствии с заданием, использовать дополнительные инструменты и оборудование.
  • Разрезать бумагу по намеченным линиям.
  • Придавать поделке законченный образ, использовать в игровых ситуациях.
    Изготовление корзинки

    В средней группе дети учатся делать надрезы по намеченным линиям и придавать поделке законченный вид

Старший школьный возраст

Задачи:

  • Продолжить знакомство с техникой оригами, освоить новые приёмы:
    • отгибание боковых сторон прямоугольника к центру (домик, кроватка, стол);
    • отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным (мордочки животных, цветы, чашка, шапочка).
  • Освоить простейший приём создания объёмной скульптуры: операцию скручивания квадрата в цилиндр, приклеивания и прорисовки деталей (бабочка, дерево, фигурки животных).
  • Познакомить с технологическими картами и схемами поэтапного выполнения работ (треугольник, книжечка, двойной треугольник).

Старшие дошкольники должны уметь:

  • Работать со схемами.
  • Складывать базовые элементы оригами (треугольник, книжка) и трансформировать их в образ.
  • Создавать на основе цилиндра объёмные скульптуры.
  • Самостоятельно подбирать бумагу по фактуре, плотности, цвету.
  • Создавать коллективные композиции.
    Театральная игра

    Старшие дошкольники создают фигурки животных на основе базовых форм оригами

Приёмы создания объёмной скульптуры и плоских фигурок, которые осваивают воспитанники подготовительной группы:

  • сворачивание формы конуса из круга (приземистый) или полукруга (стройный);
  • трансформация квадрата в куб или кирпичик способом складывания и надрезания;
  • плетение из бумажных полосок и ленточек;
  • базовая форма двойной квадрат в оригами.

Приёмы обучения конструированию из бумаги

  1. Наблюдение объекта. Цель этого приёма — сделать практическую деятельность детей более осмысленной и осознанной. В процессе исследования предмета дети анализируют взаимосвязь его формы, размера, декора с назначением в реальной жизни. Например, уловив общие закономерности, дети могут самостоятельно прийти к обобщающему выводу о том, что железнодорожный мост через судоходную реку должен быть высоким и широким, а пешеходный мостик через небольшую речушку — узким и низким. Объекты для разных возрастных групп отличаются уровнем сложности. Так, воспитанникам старшей группы можно предложить порассуждать на тему гармоничности архитектурных форм сооружений, представить себя в роли архитектора, который создаёт проект, определяет место будущего строительства, продумывает украшения и детали.
    Занятие по конструированию из бумаги в средней группе

    Воспитатель обсуждает с детьми объект (тема «Одуванчик»)

  2. Показ и анализ образца. Цель — сформировать у детей алгоритм обследования предметов. Как правило, используется для изучения новых приёмов и способов конструирования. Этапы обследования:
    1. Выделение общей характеристики объекта (грузовая машина большая, а легковая маленькая).
    2. Распознание геометрической формы основных частей предмета (кузов напоминает прямоугольник, а кабина — квадрат, колёса круглые).
    3. Пространственный анализ размещения частей (слева, справа, снизу, сверху).
    4. Уточнение более мелких частей (окна, фары, детали кабины и т. д.).
    5. Итоговые выводы по поводу общей характеристики (вот такую машину вы будете конструировать).
  3. Объяснение и обсуждение способов и этапов создания поделки. Цель — дать наглядное понимание последовательности изготовления поделки в процессе наблюдения за действиями воспитателя. У малышей важно сформировать простейшие базовые приёмы конструирования на основе подражания действиям воспитателя. Старшим дошкольникам можно ставить задачи более сложные, требующие от ребёнка принятия самостоятельного конструктивного решения. Важно учить создавать замысел изделия, подбирать оптимальные способы его реализации и планировать свою работу. Метод конструирования по условию, когда детям ставится задача, но предоставляется свобода в определении способов конструирования, является наиболее эффективным приёмом для развития инициативности и самостоятельности. Воспитанникам младшей и средней групп можно предложить задание, предполагающее усложнение знакомых операций, например, приклеить детали мордочки к базовой форме треугольника в оригами.
    Показ этапов изготовления поделки

    Воспитатель объясняет последовательность изготовления поделки

  4. Анализ, оценка и самооценка. Моменты, которые стоит обсудить:
    • Обратить внимание на способы конструирования, насколько они были удачны, какие новые приёмы были освоены.
    • Проанализировать изделие с точки зрения его эстетического уровня и соответствия поставленным в начале занятия задачам.
    • Успехи и недостатки в работе, причины ошибок и способы их исправления.
      Итоговая часть занятия

      Воспитатель вместе с детьми подводят итоги коллективной работы над коллажом

При оценке результатов коллективного труда стоит отметить:

  • все ли дети придерживались заранее оговорённого плана совместной деятельности;
  • насколько добросовестно каждый выполнил свою часть работы;
  • проявлялось ли стремление помочь своим товарищам;
  • примеры инициативности и самостоятельности в принятии оригинальных творческих решений.

Индивидуализировать работу с детьми можно в двух направлениях:

  • ребятам, проявляющим способности к конструированию, посещающим кружковые занятия, можно давать более сложные задания;
  • детям, которым тяжело освоить программные требования в силу разных причин (у ребёнка индивидуальные особенности восприятия и работоспособности, много пропущенных занятий), целесообразнее давать задания в упрощённом варианте, который ему по силам реализовать. Такой подход поможет сохранить интерес у ребёнка к конструированию и избежать психологического травмирования.

Этапы формирования самостоятельного творческого конструирования

  1. Обучение нескольким опорным и довольно простым способам конструирования (для каждого возраста), благодаря комбинации которых можно создавать разнообразные поделки. Изучение общих приёмов производится с использованием игровых моментов и словесных методов в стихотворной форме.
    Занятие в подготовительной группе

    Старшие дошкольники изучают базовую форму конуса для изготовления скульптур из бумаги

  2. Задания проблемного характера, которые направлены на переориентацию детей с получения конечного результата (поделки) на поиск способов и средств создания новых образов с использованием знакомых приёмов:
    • для младших дошкольников — прямое применение освоенного способа в новых условиях;
    • для старших дошкольников — трансформация знакомого приёма в новых условиях.
  3. Самостоятельное конструирование новых интересных поделок по оригинальному замыслу.

Основная задача конструирования по замыслу для старших дошкольников — сформировать независимое творческое конструирование, проявляющееся в умении самостоятельно изготавливать оригинальные образы, изобретать нестандартные способы, находить необычные решения, комбинировать изученные приёмы, выбирать материал по цвету, форме.

Принципы системы обучения конструированию:

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые развивали качества согласованности и ответственности поведения;
  • взаимосвязь с ролевой или театрализованной игрой, рисованием, аппликацией и т. д., что способствует повышению уровня осознанности действий, заинтересованности, развитию творческого мышления и речи.
    Конструирование домика

    Одним из принципов конструирования из бумаги является взаимосвязь с рисованием, аппликацией

Мотивирующие приёмы для начала занятия

В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание образа в словесной форме с целью активизации внимания, пробуждения интереса, рождения благоприятного эмоционального настроя, стимулирующего активность детей. В начале занятия рекомендуется создать игровую ситуацию, стимулирующую создание поделки. Например, в группу приходит письмо от сказочного героя, который просит ребят помочь ему справиться с какой-то проблемой.

Игровой сюжет для занятия «Колобок» (младшая группа).

В гости к детям приходит Фея сказки, здоровается, представляется и спрашивает у детей, любят ли они сказки? Затем начинает рассказывать сказочную историю о Колобке, а мука для выпечки оказывается в волшебном сундучке, в который Фея предлагает заглянуть детям. Вместо муки малыши обнаруживают в сундучке бумагу. Фея спрашивает:

— Можно ли из бумаги «испечь» колобки? (Да)

— Какая у нас бумага? (Жёлтая, гладкая, тонкая)

— Как же мы сделаем тесто? (Сомнём в комочек, затем аккуратно развернём и вновь сомнём)

— Какие замечательные колобки у вас получились, что же нужно нашим колобкам, чтобы они нас увидели? (Глазки)

— А чтобы улыбнулись и спели весёлую песенку? (Ротик)

— У меня есть личики наших колобков, вы смажете их клеем с обратной стороны и приклеите к своим комочкам.

Занятие, посвященное сказке о колобке

Малыши создают фигурки колобков из жатой бумаги

Видео: Детская песенка «Колобок»

«Музейная экспозиция», оформленная для занятия в средней группе на тему «Рыбка оригами».

Воспитатель приглашает детей в удивительное путешествие в волшебную страну ДангоМоти, которое они совершат на самолёте. Маленьких путешественников встречает Квадратик-Кун, который приветствует детей по-японски («Яххо!») и приглашает совершить экскурсию в музей.

Музей бумажных поделок

Малыши рассматривают экспонаты музея

Малыши рассматривают экспонаты музея, вспоминая свойства бумаги. Квадратик-Кун предлагает поиграть с рыбками-оригами под старинную японскую мелодию. Теперь дети могут почувствовать себя настоящими жителями волшебной страны, превратив обычные квадратики бумаги в таких чудесных рыбок (базовая форма двойной треугольник).

Золотая рыбка

Такие чудесные рыбки получились у ребят на основе базовой формы треугольник

Познавательный рассказ на тему «Птица счастья» (старшая группа)

В далёкой деревушке заболел мальчик, и не помогали ему ни травы, на снадобья. С каждым днём он угасал на глазах у отца и матери. Близилась весна. Ребёнок лежал весь в полузабытьи, рядом сидели мать и отец, утирая слёзы. Мальчик пришёл в сознание и тихо проговорил: «Скоро прилетят птицы, может тогда я вновь стану здоровым?». Отец задумал смастерить деревянных птичек и подвесить под потолок на радость сынишке. Как решил, так и сделал. От тёплого воздуха птицы закружились в полёте, мальчик увидел птичек и заулыбался. Словно по волшебству, малыш стал выздоравливать. Все вокруг удивлялись, когда видели счастливого и крепкого малыша, спрашивали родителей, как они вылечили своего сына. С тех пор деревянные птички стали хранителями детей в каждом доме, а позже оберегом, сохраняющим душевное тепло и счастье в семье.

После рассказа интересной истории, воспитатель предлагает смастерить птичек из бумаги.

Птица счастья

После рассказа интересной истории, воспитатель предлагает смастерить птичек из бумаги

Сказочный сюжет. Изготовление объёмного макета домика к театральной игре по мотивам сказки «Заюшкина избушка».

Педагог пересказывает сюжет известной сказки и просит детей помочь зайчику вернуть его уютный и тёплый домик (преобразовать квадраты в трубочки и смастерить бревенчатую избушку).

Избушка из бумаги

Избушка для театральной игры «Заюшкина избушка»

Картотека игр для развития конструктивного мышления

Видео: Игра «Собери фигурку» (2–3 года)

Конструирование из бумаги в детском саду

Картотека тем для занятий по конструированию из бумаги

Детские поделки (фотогалерея)

Цветы Цветы в технике киригами (средняя группа) Бабочка Фигурки бабочки в технике киригами (средняя группа) Фигурка девочки Фигурка девочки в технике киригами с элементами рисования (старшая группа) Дерево Дерево из скрученной бумаги (средняя группа) Будка для собак Будка для собаки из сложенного пополам прямоугольника (средняя группа) Автобус Фигурки автобусов из сложенных пополам заготовок (средняя группа) Открытка для мамы Декорирование открытки салфеткой (старшая группа) Цветы в вазе Цветы из жатой бумаги (средняя группа) Бабочка Фигурка бабочки на основе базовой формы треугольника (средняя группа) Фонарик Фигурка фонарика в технике киригами (старшая группа) Паучок Фигурка паучка из бумажных шариков (средняя группа) Кукольная комната Моделирование интерьера комнаты (подготовительная группа) Птичка Птичка в технике киригами (средняя группа) Божья коровка Фигурка божьей коровки из жатой бумаги (младшая группа) Цыплёнок Фигурка цыплёнка в технике киригами (средняя группа) Перелётные птицы Фигурки птиц в технике киригами (старшая группа) Человек Фигурки человека из цилиндров и конусов (подготовительная группа) Берёзки Фигуры деревьев из бумажных трубочек и ленточек (старшая группа) Платье Выставка бумажных платьев (средняя группа) Чашка Кружечка Гжель (старшая группа) Самолёт Фигурка самолёта на основе базовой цилиндрической формы (старшая группа) Открытка Декор открытки из кружочков, сложенных пополам (средняя группа) Самолёт Фигурка самолётика в технике киригами (старшая группа) Ёлочка Декорирование цилиндра бумажными шариками (средняя группа) Рыбка Фигурка рыбки из картонной полоски (средняя группа) Открытка Дизайн открытки (средняя группа) Кукольный домик Дизайн кукольного домика (подготовительная группа) Божья коровка Фигурка божьей коровки из бумажного шарика Открытка Самолётик в технике киригами (старшая группа) Зайчики Фигурки зайчиков на основе базовой формы цилиндра (старшая группа) Самолётик Фигурка самолётика из спичечного коробка и картонных полосок (средняя группа) Вертушка Изготовление вертушки из квадрата с надрезами (средняя группа) Веер для мамы Веер из сложенного гармошкой листа цветной бумаги с декоративными кружочками (младшая группа) Кораблики Фигурки корабликов из гофрированной бумаги (младшая группа) Рыбки в аквариуме Коллективная работа из жатой бумаги (старшая группа) Грибочки в корзинке Грибочки из жатой бумаги (старшая группа) Лягушата Фигурки лягушат из жатой бумаги Снеговички Фигурки снеговичков из бумажных шариков (средняя группа) Конфетки Бумажные конфетки (младшая группа) Костёр Костёр из рваной бумаги Кошки-мышки Фигурки кошки с мышатами из жатой бумаги Курица с цыплятами Фигурки курицы с цыплятами из жатой бумаги (старшая группа) Открытка Самолётик из бумажных полосок (младшая группа) Коллективная композиция Паучья семейка из бумажных шариков (младшая группа) Платье для осени Украшение платья кусочками жатой бумаги (младшая группа) Собачки Фигурки собачек из бумажных шариков (подготовительная группа) Пингвин Фигурка пингвина в технике киригами (средняя группа) Зайчик Фигурка зайчика из комочка жатой бумаги (старшая группа) Улитки Фигурки улиток из скрученных полосок цветной бумаги (средняя группа) Фонарик Фонарик из деталей круглой формы (средняя группа) Цыплёнок Фигурка цыплёнка из жатой бумаги (младшая группа) Цып-цып-цып-цыплятки Цыплята из комочков жатой бумаги (старшая группа)

Шаблоны и схемы для конструирования (фото)

Шаблоны домика и транспорта Шаблоны домика и транспорта для средней группы Шаблоны животных и мебели Шаблоны животных и мебели для средней группы Домик Шаблоны деталей для домика Слон Шаблон слона Шаблон птички Шаблон птички для вырезания по линии Ленточка Ленточка для фигурки рыбки, птички Собачка и слоник Шаблоны собачки и слоника Мишка Шаблоны и схема изготовления фигурки мишки Собачка и тигрёнок Шаблоны собачки и тигрёнка Собачка Шаблон собачки Фонарик Схема и шаблон для изготовления фигурки фонарика Фигурки животных Схемы для изготовления фигурок животных Мебель Шаблоны для мебели Скворечник Шаблон для изготовления скворечника Мебель Схема изготовления мебели из бумаги

Временной план занятия:

  1. Подготовительная организационная часть — вводную часть занятия педагог начинает с подвижной или дидактической игры, загадки, чтения четверостишья. Задания должны соответствовать возрасту детей, иначе умственное и психологическое напряжение приведёт к потере у них живого интереса и положительного эмоционального настроя. (примерно 5 минут)
  2. Практическая часть — демонстрация способов конструирования сопровождается совместным с детьми игровым проговариванием каждого движения и повторяется на каждом занятии до полного закрепления правильного исполнения движения. (3–5 минут).
  3. Самостоятельная работа детей над созданием поделок (примерная продолжительность в младшей группе 10–15 минут, средней 15, старшей 20, подготовительной 25 минут).
  4. Заключительная — выставка детских работ и элементарный анализ воспитывает умение описывать и давать эстетическую оценку творческим произведениям. Педагог вместе с детьми рассматривает поделки, отмечает её сильные стороны, удачные творческие нестандартные находки, а также путём наводящих вопросов обращает внимание на возможные пути исправления ошибки.показ и анализ детских работ (3–5 минут).

Видео: Музыкальная интерактивная игра «Замесили тесто»

Конспект занятия в средней группе «Одуванчик» (автор Л. Задорожная)

Видео: конструирование из бумаги «Год петуха»

Программа кружка по оригами в средней группе. Картотека тем для занятий

Схемы поделок в технике оригами (фотогалерея)

Двойной треугольник Базовая форма двойного треугольника Собачка Собачка на основе формы треугольника Треугольник Базовая форма треугольника Книжка Базовая форма книжки Домик Базовая форма домика Кораблик Схема складывания кораблика Рыбка Схема складывания фигурки рыбки Фигурки котят Фигурки котят на основе базовой формы треугольника Рыбка Схема складывания рыбки Цветок Схема складывания тюльпана Домик Схема складывания домика на основе базовой формы книжки Воздушный змей Базовая форма твоздушного змея Бабочка Схема складывания фигурки бабочки

Анализ занятия

Алгоритм для проведения анализа занятия по конструированию

Пример анализа занятия по конструированию для старшей рабочей группы (из конспекта Бикмуллиной А. Р.)

Приобретённые практические умения, опыт творческого экспериментирования, поиск оригинальных решений расширит кругозор ребёнка, повысит его самооценку. Во время занятий дети совершенствуют цветовосприятие, композиционные навыки, учатся самостоятельно определять и подбирать форму, воспитывают аккуратность, учатся использовать различные технические приёмы, а также материалы и инструменты. Полноценное эстетическое развитие помогает раскрыть индивидуальность малыша, подготовить его к школьной жизни.

  • Об авторе

Наталья Фоминых

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).
Подробнее


Источник: http://paidagogos.com/?p=15276


Закрыть ... [X]

Конспект занятия в средней гр. Конструирование из бумаги. "Тюльпаны для." - Печи для сауны на дровах



Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе Цветы из бумаги в средней группе