Макеты сказок для детского сада

Н.РЫЖОВА,
Г.ЛАРИОНОВА,
А.ДАНЮКОВА
ГОУ — Центр развития ребенка № 2333 г. Москвы

Рисунки Дмитрия Майстренко

ВВЕДЕНИЕ

Наш детский сад — Центр развития ребенка № 2333 является городской экспериментальной площадкой окружного (Юго-Восточный округ г. Москвы) подчинения и входит в состав экспериментальной площадки Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском саду».

Почему мы создали мини-музеи. Москва — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и картинную галерею.

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги появился в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей игрушек-забав.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ.

ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музей «Чудо-дерево»

Создан под руководством И.Осиповой.

Расположение. Занимает небольшое помещение раздевалки и состоит из трех частей.

Содержание и экспонаты. У одной из стен раздевалки располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: объемная модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных деревьев. «Ствол» дерева сделан из основы-трубы, на которую при продаже бывает намотан линолеум, и раскрашен в коричневый цвет. Для закрепления сухих веток в нем проделаны дырки.

Противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками и резными ставнями, через которые виден лес (фрагменты фотообоев). Здесь можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчики — это и экспонаты, и место отдыха. Стены помещения оклеены обоями «под дерево». Занавески из деревянных колечек разделяют помещение на зоны и делают его более уютным.

Третья часть музея размещена в раздевалке и занимает две стены. Экспонаты на одной из них знакомят детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) прикреплены к ткани типа мешковины и помещены под стекло в деревянные рамки. Получилось и познавательно, и красиво. В нижней части стены на широкой полоске такой же ткани прикреплены кусочки коры этих же деревьев. Они расположены на такой высоте, что к ним может подойти любой ребенок (часто дети хотят погладить, понюхать эти экспонаты). Любят дошкольники нюхать и изделия из можжевельника, прикрепленные к другой стене. (Его древесина долго сохраняет неповторимый и полезный аромат.) На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками. Вторая стена украшена сухими букетами и глиняными тарелками с растительными узорами.

Цели и задачи. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.

Как используется. Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью — желтые и т.п.

Эта группа уже не первый год работает по экологическому проекту Н.А. Рыжовой «Наше дерево».

Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет дерево», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с деревьями» — и другие.

Мини-музей «Город мастеров»

Создан под руководством Е.Брыжовой.

Расположение. У входа в группу, в верхней части стены.

Содержание и экспонаты. Музей оформлен в виде необычного сказочного города. С помощью красок на стене созданы фон города, радуга, облака. Освещает его веселое солнышко (объемная фигура из ткани). В нижней части экспозиции размещены тканевый макет Земли и водоем с рыбками, вырезанный из обоев. В углу расположена полочка для экспонатов. В разных местах к стене прикреплены объемные фигурки. Нижняя часть мини-музея ограничена узкой резной полочкой, на которой также размещен ряд экспонатов. Название мини-музея отражает мастеровитость «обитателей» города и происхождение экспонатов (отходы, которые мы часто отправляем в мусорное ведро, в руках пап и мам превратились в замечательные игрушки). Управляют городом сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках. Обитатели этого необычного поселения — человечки из теста — могут прокатиться на поезде (вагоны сделаны из жестяных банок из-под кофе, колеса — из катушек), на лошадке из «киндер-сюрприза» или просто отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока, печенья).

Цели и задачи. Знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

Как используется. Во время экскурсий дошкольники составляют рассказы о городе, его истории, особенностях профессий сапожника, пекаря, парикмахера и других обитателей. Время от времени родители с детьми придумывают новых персонажей и меняют облик города.

Темы экскурсий: «Отходы — в доходы!», «Что такое город», «Что умеют мастера», «Город сказочный и настоящий» — и другие.

Мини-музей «Лучший друг»

Создан под руководством О.Погорелец.

Расположение. На стене у входа в групповое помещение, экспонаты располагаются в шкафах и на полках.

Содержание и экспонаты. Название выбрано не случайно: ребята этой группы победили в конкурсе «Кроха», выступая с цирковой программой «дрессированные собаки». Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Ниже приводятся примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.

«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее много медалей».

«Мой пес — Тоби. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород — хороших и разных. Мой Тоби — хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим».

Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак), «Как появились собаки», «Что любят и чего не любят собаки» — и другие.

Мини-музей книги

Создан под руководством Г.Миловановой.

Расположение. Занимает угол спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап.

Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» — и другие.

Мини-музей «Игрушки-забавы»

Создан под руководством Н.Яшкиной и Н.Нужиной.

Размещение. На стене в доступном для малышей игровом уголке, на специально созданном стенде оригинальной формы. Многие экспонаты имеют свои картонные домики.

Содержание и экспонаты. Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ). Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них заводные, другие же «включаются» простым нажатием в нужном месте.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят разрешения нажать на кнопочки, подергать за веревочки, и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.

Как используется. Основное назначение мини-музея — развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а затем дает необходимые пояснения. Например, сначала (методом проб и ошибок) выбираются игрушки, которые могут пищать, затем те, которые разговаривают, и т.п.

Мини-музей «Москва — любимый город»

Создан под руководством Р.Кудяковой.

Размещение. На стене спальной комнаты, экспонаты находятся на полках шкафов.

Содержание и экспонаты. Экспонаты различаются по типу, но все они так или иначе связаны со столицей и с районом Марьино, в котором находится детский сад. Здесь представлены объемные (бумажные) макеты Москвы, в частности, храма Христа Спасителя и древнерусской крепости, созданные детьми с родителями, новые и старые книги, фотографии, рисунки, наборы открыток с видами города, снятые в разное время, календарики, фотоальбомы, вымпелы с эмблемами Москвы, флаг города, видеокассеты с записями фильмов о Москве, марки, значки, карты Москвы и ее районов, настольные игры, памятные медали. Отдельно выделены экспонаты о районе Марьино, на картах этого района отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей.

Цели и задачи. Знакомство с историей Москвы, ее интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о Москве, районе Марьино, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.

На базе этого мини-музея проводилась экспресс-выставка «Семейные реликвии», для которой родители принесли различные фарфоровые сервизы, фигурки, декоративные тарелки и другие старинные вещи, связанные с историей семей. Дети с воспитателем и родителями посетили Музей истории Москвы и сравнили его экспонаты со своими, внесли предложения по поиску и созданию новых экспонатов. В некоторых семьях сочинили стихи и сказки о Марьино, которые также стали частью экспозиции.

Темы экскурсий: «Москва — любимый город», «Путешествие по Москве», «Путешествие по Марьино», «Древняя Москва» — и другие.

Мини-музей «Наша родина — Россия»

Создан под руководством Г.Рябченко, В.Выборновой.

Расположение. Стена спальной комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены на полу.

Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие национальные, природные особенности нашей страны: российский флаг, герб, карты страны и ее отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы, значки, гербы городов, входящих в Золотое кольцо России, фигурки в технике гжель, посуда с хохломской росписью, книги о том, как жили наши предки, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки, колокола разного размера, включая Царь-колокол.

Цели и задачи. Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.

Мини-музей «Театральные куклы»

Создан под руководством В.Жуковой.

Размещение. На стенах и на полу в спальной комнате. Часть экспонатов висит на деревянных резных вешалках и легко снимается. Эти куклы обитают в «солнечном домике», который обозначен с помощью полосы из обоев (контуры крыши) и нарисованного солнышка. По обеим сторонам домика закреплены небольшие полки с куклами и иллюстрациями из сказок. Другая часть кукол «живет» в большом напольном деревянном домике, остальные прикреплены к театральной ширме. Наиболее крупные размещены в углу на полу. Все куклы постоянно доступны детям. Есть здесь и свой передвижной кукольный театр.

Содержание и экспонаты. Куклы различаются по типу управления (например, куклы-марионетки, бибабо), по размерам (ростовые и маленькие). Есть здесь и сказочные герои, и животные.

Цели и задачи. Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли.

Темы экскурсий: «Что такое театр», «Какими бывают куклы», «Куклы-марионетки», «Такие разные куклы» — и другие.

Мини-музей театрального костюма

Создан под руководством Г.Трохиной.

Размещение. В групповой комнате, у входа. Обозначен на стене постером с изображением Белоснежки и гномов, театральными фонариками и теремком. Здесь же размещена напольная подставка с вешалками, на которых висят различные костюмы животных, а также театральные наряды — платья, пелерины, шапки, короны, юбки, шаровары, шарфы. Их дополняют украшения, которые можно выбрать в коробке по своему усмотрению. Результат своего творчества дети могут оценить, посмотрев на себя в висящее рядом с мини-музеем зеркало.

Цели и задачи. Как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.

Темы экскурсий: «Что такое театр», «Театр начинается с вешалки», «История театрального костюма» — и другие.

Картинная галерея

Невзрачный коридор превращен нами в привлекательную картинную галерею. На стенах размещены фотографии, репродукции картин с изображением видов природы. Места для картин обозначены фрагментами из остатков обоев (ромбы, квадраты), что помогает зрительно разделить стену и сделать ее менее монотонной. К каждому блоку программы «Наш дом — природа» подбирается свой набор экспонатов. Экспозиция меняется в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года. Например, во время изучения блока «Волшебница Вода» на стенах появляются картины с изображением моря, рек, озер, заснеженных гор, зимних пейзажей, фотографии животных, обитающих в водной среде, и т.п.; во время изучения блока «Песок. Глина. Камни» — пейзажи пустынь, песчаных побережий, гор, фотографии горных, пустынных животных, растений.

Чтобы повысить интерес ребят к картинной галерее, можно организовать ее торжественное открытие (или, как теперь принято говорить, презентацию) — с разрезанием ленточки, с почетными гостями (родителями) и небольшим фуршетом (чаепитием).

Мини-музей природы

Создан под руководством И.Иванцовой и Н.Рыжовой.

Размещение. Входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Занимает часть экологической комнаты. Экспонаты размещены на полках нескольких зеркальных шкафов, которые разделены на секции.

Содержание и экспонаты. В мини-музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов. Так, например, в лаборатории экологического комплекса собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. В музее же представлены только особые камни, особые шишки, необычные плоды и т.п.

При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Экспонаты собирались коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран. Например, бабушка с внучкой привезли с Урала богатую коллекцию уральских камней, мама с сыном — огромную шишку из Италии, инструктор по физкультуре — семена лотоса с Волги, а научный руководитель — разнообразные камни, включая известняки с отпечатками животных. Экспонаты размещены в коробках, на пластиковых тарелках и снабжены этикетками. В последних указывается название экспоната, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.

Как используется. Для удобства работы в мини-музее было составлено описание каждого экспоната. Все описания собраны в папке в прозрачных файлах, что позволяет добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

Для описания экспонатов нами разработана специальная схема. Привлечь к этой работе можно студентов, проходящих в детском саду педагогическую практику.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКСПОНАТОВ

Рисунок (фотография) экспоната

Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)

Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература:
(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

Примеры описания экспонатов музея природы

Название экспоната. Водяной орех — чилим (плоды). За особые рожки на плодах его еще называют «рогульником», «чертовым орехом», рогатым орехом, водяным каштаном.

Где собран. Астраханская область, река Волга.

Кем собран. Инструктором по плаванию.

Информация о растении. Водяной орех обитает в немногих южных водоемах нашей страны, прежде всего в дельте реки Волги. Любит спокойную, стоячую воду.

Его листья похожи на листья березы, хорошо плавают. Они не тонут, так как в стеблях, на которых они держатся, есть воздух. Растение может образовывать зеленые заросли. Цветки белые, с четырьмя лепестками. Плод — орех 2—5 см длины, с загнутыми рожками, похожими на висящий в воде якорь.

В начале развития орехи очень твердые, с острыми рогами, и к ним не приближаются ни рыбы, ни водяные крысы, ни утки. К осени плоды созревают, становятся более тяжелыми, и растение отрывается от своего стебелька-каната, плывет по реке, словно корабль, нагруженный орехами. Поздней осенью листья и стебель сгнивают, а орехи падают на дно, прикрепляются к нему своими рожками. Весной орех прорастает, причем его корень сначала растет вверх, а затем, изгибаясь, опускается вниз.

Это редкое, реликтовое, то есть оставшееся с очень древних времен, растение (растет на земле более 70 млн. лет). Оно занесено в Красную книгу России. Это означает, что сбор растения запрещен. Однако люди издавна используют это растение, так как его плоды — орехи необычной формы — очень вкусные и полезные. Ими питались даже древние люди. Поэтому водяной орех в некоторых регионах стали специально разводить. Орехи чилима едят сырыми, запекают, сушат, варят. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители некоторых стран Африки, а также Китая, Индии спасались от голода.

Как использовать в работе с детьми. Блоки «Волшебница Вода» (тема «Что растет в воде»), «Воздух-невидимка» (воздух помогает листьям плавать), «Растения», «Человек и природа» (тема «Что такое Красная книга»). Обратить внимание на форму плода. На что он похож? Почему его сравнивают с якорем? Дать потрогать. Есть ли у него рожки? Путем экспериментирования выяснить, умеет ли орех плавать. Обсудить, почему он попал в Красную книгу, что можно сделать для его сохранения. Сочинить сказку (рассказ) о том, как он жил и путешествовал в реке, как попал в музей детского сада. Рассмотреть иллюстрации чилима. Сделать зарисовки плодов.

Дополнительная литература. Верзилин Н. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ

На этом этапе дошкольники сами проводили для ребят из других групп и родителей ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатели составили визитки, в которых содержалось краткое описание экспозиции и приглашение посетить ее. Приветствовались оригинальность оформления и изложения материала. Требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивались прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта члена жюри, которая ускорила обобщение результатов. Такие карты были заранее напечатаны и розданы каждому члену жюри, в состав которого вошли руководители детского сада и родители. Члены жюри заранее обсудили критерии оценки, сравнили свое понимание этих критериев и после знакомства с экспозициями заполнили «Карты оценки». Требуемые характеристики оценивались по пятибалльной системе (каждая — максимум 5 баллов). Особо понравившиеся экспозиции можно было дополнительно отметить восклицательным знаком, а свои сомнения по поводу оценки выразить в виде знака «минус». Эти дополнения учитывались на заключительном этапе подсчетов. Например, если две группы набирали одинаковое количество баллов, жюри обращало внимание на наличие дополнительных отметок. Кроме того, некоторые мини-музеи были отмечены по отдельным «номинациям» — за оригинальность оформления, активное участие родителей
и т.п. При обобщении материалов сначала суммировались данные по каждой характеристике, затем подсчитывалась сумма баллов по всем критериям для каждого мини-музея. Таким образом, в карте каждого члена жюри выводилась общая оценка для каждого мини-музея. И, наконец, для определения победителей суммировались баллы всех членов жюри по данному мини-музею. По результатам подсчетов составлялся «рейтинг» мини-музеев. Победителями, соответственно, стали те, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри.

Карта оценки мини-музеев в группах (заполняется каждым членом жюри)

ЧЛЕН ЖЮРИ (подпись) Фамилия, имя, отчество

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят о медали, выпущенной к юбилею московского трамвая (мини-музей «Москва — любимый город»), побудили воспитателя провести цикл занятий об истории транспорта.

На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии» (мини-музей «Москва — любимый город»). Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели. Например, среди экспонатов оказалось много старинного фарфора. Выяснилось, что среди прабабушек и прадедушек было много известных фамилий, дети и взрослые рассказывали о своих предках.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Экспонаты музея природы и картинной галереи постоянно используются педагогом-экологом, педагогом по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы «Наш дом — природа», для ознакомления с окружающим миром. После каждого экологического занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — Дарвиновский, музей Москвы и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

 

 


Источник: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200202213


Закрыть ... [X]

Оформление детского сада » Оформление детского сада, все - Органайзер из коробки в домашних условиях



Макеты сказок для детского сада Макеты сказок для детского сада Макеты сказок для детского сада Макеты сказок для детского сада Макеты сказок для детского сада Макеты сказок для детского сада