Манок для перепела

НМС

1-7-2007 09:34    

Поучаствовал в увлекательной охоте.

Корни этого вида охоты уходят в еще царские времена, когда таким образом добывались живые перепела и поставлялись ко двору его величества. До сих пор на данной охоте используются манки ручной работы из бычьего хвоста и бараньей косточки. Хотя так-же используют и электро манки.
Охота осуществляется сетью размером 2 на 10 метров, настеленной на траву. Охотник садится с длинной стороны посередине сетки и начинает манить. Колена манка самки тройные типа трели. Самец овечает сначала двойными коленами, а когда подбегает близко начинанет крчать гортанно ва-ва, ва-ва,типа ща-ща. Когда перепел подбегает под сетку охотник встает и перепел взлетев, запутывается в сетку.
За 15 минут мы взяли 1-го перепела, которого потом отпустили. Обычно за час можно взять до 10 перепелов.
По словам охотника "экскурсовода" ну очень я-ться хочет, ничего не видит...
После того, как свернули сеть, стояли около машин и, услышав бой перепела, решили подманить для подгляда. Перепел отреагировал очень агресивно, чуть не трахнул все четыре джипа , притом пытались это сделать больше пяти штук за 15 минут.
Охотник рассказывал,что бывает сидишь манишь, а он сзади подбегает, посмотрит на подошву твоего ботинка (обычно стоят на коленях пригнувшись) и побежит дальше в сторону манка .
Заснял все на видео, будет время найти ftp , выложу.
Позже выложу ФОТКИ.

С уважением, Михаил.


 
 
KOZIN

4-7-2007 11:20    

Про манок поподробней пожалуйста.
И про сеть, ячейка, материал и т.п.
Очень интересно.

Сергей.

НМС

5-7-2007 22:15    

Про манок описАл, больше добавить нечего.
Про сетку - не уточнял.
Будет возможность зафиксирую данные.

Фото не будет , не умею из квиктайма сделать стопкадр.

С уважением, Михаил.

No Angel

19-7-2007 15:15    

TO: KOZIN: Для изготовления манка все время использовали гусиную косточку, прополис пчелиный и шлаг от противогаза. Шланг длиной сантиметров 15-20 с одно стороны всавляется деревянный чопик обмазаный по кругу прополисом, чопик по высоте 1 см, и обматывается суровой ниткой. Гусиная трубчатая косточка длино сантиметра 3-5 в ней сверлиться отверстие диаметром 1 мм на расстоянии 1 см от края не сквозное, а только с одной стороны.. делается еще один деревянный чопик в него посередине вставляется косточка, все замазывается прополисом и также как и снизу вставляется в трубку и обвязывается.. сверху косточка замазывается прополисом чтобы воздух выходил только через просверленное отверстее..... Сетка с ячейками мм 12-14 и цвет очень важен чтобы снизу не видна была.... Будут вопросы по перепелиной охоте именно с байкой пишите.... отвечу.. Занимаюсь, точнее занимался, лет 15
ilyin-68

18-5-2011 15:12    

Доброе время суток.
Я хотел бы поднять снова эту тему "Охота на перепела с манком".
Я сам уже семь лет ловлю перепела на манок. Меня научил этому парнишка с Узбекистана.
Манок этот называется "Киркэ".


Испокон века <бой> перепела был непременным летним атрибутом, даже символом российского ландшафта - сенокосов, полей, пастбищ. Наверное, именно поэтому россияне издавна стремились содержать в своих домах перепёлок - как кусочек лета, тёплой и урожайной поры. Птицы будто согревали своих хозяев, утешая их в жизненных невзгодах.

В прошлом, до появления и распространения интенсивных сельскохозяйственных технологий, перепела было в десятки и сотни раз больше, чем сейчас. Их использование носило поистине массовый, промысловый характер. Птиц отстреливали с подружейными собаками или без них, били палками, отлавливали наволочными сетями, петлями, сачками и другими нехитрыми приспособлениями. Битых птиц заготавливали бочками, отловленных живьём зачастую передерживали с целью откорма и дальнейшей продажи. Прибыль от перепелиного промысла иногда составляла существенную часть годового дохода жителей юга России и Украины, Кавказа. Промышляли перепела в конце лета и осенью, когда птицы, завершив сезон размножения, начинают сначала кочевать, а потом и мигрировать в южном направлении, образуя огромные скопления при неблагоприятных погодных условиях для перелёта через моря, горы, пустыни. Содержание перепелов с эстетическими целями, по всей вероятности, вторично и происходит из передержки птиц с целью их откорма. Опыт показывает, что отловленные в миграционный период молодые самцы начинают <бить> уже в декабре. Сеголетки составляют в этот период большинство в популяции. Их ровесницы, самочки, в этот период также проявляют половую активность, выражающуюся в призывных криках.

Таким образом, ловец, чуть задержавшийся с продажей перепелов, обнаруживал, что у этих хотя и неярких, но очень симпатичных и неприхотливых птичек есть ещё одно достоинство - своеобразная, по-своему чарующая <песня>. Наблюдательный человек, а наблюдательностью должен обладать любой птицелов, не мог не заметить, что <бой> разных самцов звучит неодинаково: он может быть быстрее или медленнее, повторяться чаще или реже, звучать несколько раз или лишь единожды, состоять из одних <мамаканий> или быть полностью лишенным их, различаться интенсивностью, громкостью, чистотой и красотой звучания. Выдающиеся <певцы>, в наибольшей степени соответствующие вкусам человека, встречаются достаточно редко.

Но отлавливать по осени большое количество молчаливых самцов, а потом ждать зимы, чтобы отобрать из них лучших <певцов>, было и неудобно, и накладно.

Способ подманивания и отлова самцов для охотника, привыкшего внимательно изучать и использовать повадки животных, был очевиден. При содержании в неволе он слышал призыв самки - серию повторяющихся с нарастающей интенсивностью нежных коротких трелек, и видел реакцию на этот призыв самца, который увеличивает активность <боя> и стремится к этому звуку. Естественным должно было стать сочетание наволочной сети и подсадной самки.

Однако при использовании подсадной самки перепела возникают те же проблемы, что и при весенней охоте с подсадной кряковой уткой: птицы с высокими манными качествами редки, а сами качества проявляются не постоянно. Не у каждого охотника есть возможность содержать подсадных. Тогда ему поможет манок.

Манок на перепела, его ещё называют <дудочкой> или <байкой>, имитирует призывный крик самки. Он состоит из собственно дудочки и приспособления для нагнетания в неё воздуха.

Дудочка - это обычная свистулька-трубочка с внутренним диаметром 7-10 мм и длиной 5-7 см. Для изготовления дудочки традиционно использовались прямые трубчатые кости (плечевая и бедренная) крупных птиц - гусей, цапель и им подобных, реже - обточенные бараньи кости. Мне приходилось видеть также дудочки, сделанные из металлических (латунных, медных) и даже пластмассовых трубок, однако они неизмно оказывались менее эффективными, чем костяные. Конец дудочки, в который нагнетается воздух, оставляют открытым, а другой наглухо замазывают каким-либо мягким материалом. Традиционно - это воск, сегодня - пластилин или другая незасыхающая замазка. Когда же прихо+дит черёд его тонкой настройки как музыкального инструмента, при помощи специальной узкой и тонкой металлической пластинки проделывается при необходимости небольшое отверстие. Пластинка эта всегда находится вместе с манком, иногда их даже связывают. Опытный птицелов нередко подстраивает дудочку прямо на охоте.

Сбоку, примерно посередине, в трубке просверливают небольшое отверстие, размеры и форма которого могут изменяться при настройке при помощи замазки. Из неё же перед отверстием на пути воздуха делают порожек. Таким образом, дудочка, в сущности, обыкновенный свисток.

Устройства, нагнетающие в дудочку воздух, различны у российских и среднеазиатских манков. У российских - это особый гофрированный <мех>, плотно крепящийся воском и суровыми нитками на открытом конце трубки. Сам мех традиционно изготавливался из выделанной кожи, наилучшим для него материалом считался коровий хвост. Для придания меху гофрированности применялся специальный станок. С противоположного от дудочки конца мех герметически закупоривают. В него вставляют особую пробку, а кожу меха сшивают поверх неё. Образуется своеобразная <рукоятка>, которую удобно держать двумя пальцами. К ней привязывают петлю из тонкой веревочки такого размера, чтобы можно было свободно продеть в неё руку. Размеры меха: длина 10-14 см, диаметр возле дудочки 12-15 мм, с противоположного конца около 30 мм, глубина кольцевых складок 2-3 мм.

Извлечение звука из российского манка хотя и выглядит внешне довольно просто, на деле требует определённых навыков. Делается это так. Манок держат левой рукой, а правой мех растягивают за верёвочную петлю. Когда петлю отпускают, мех сжимается и дудочка издаёт коротенький нежный свист - первое колено трельки. Сразу же мех сжимают ещё сильнее, и дудочка издаёт второе колено трельки. Оно звучит почти так же, как первое. Затем мех отпускают и растягивают за петлю - манок опять готов к работе. Этот цикл (растягивание-отпускание-сжатие-отпускание-растягивание) у охотника должен быть доведён до автоматизма - надо научиться издавать серии сдвоенных трелек, не глядя на байку.

В Средней Азии существуют свои, может быть, ещё более древние, чем в России, традиции отлова и содержания в неволе перепелов. В среднеазиатском манке - <киркэ> есть такая же, как и у российского, дудочка. Даже форма и размеры настроечной пластинки такие же. Правда, она чаще не металлическая, а сделана из стебля тростника, приближающегося по прочности к бамбуку.

Однако способ нагнетания в дудочку воздуха и конструкция самого манка в Средней Азии совершенно другие. Основа для киркэ вытачивается из цельного куска дерева, но состоит как бы из нескольких частей. Обязательны удлинённая <консоль> с канавкой для крепления дудочки и округлая часть с углублением (диаметр около 3 см, глубина 6-7 мм).

Однако чтобы воспроизводить призывные крики самки, надо использовать, помимо пальцев рук, еще одну часть человеческого организма - ротовую полость. Такой манок по внешнему виду похож на небольшую ложечку, в ручке которой расположена дудочка, а <черпало> играет роль в нагнетании воздуха. Эту <ложку> закладывают в рот между зубами и щекой, углублением в сторону щеки. Щека таким образом становится мембраной, перекрывающей округлое углубление киркэ. Ударяя пальцами снаружи по щеке и манипулируя губами, щеками и языком, вабильщик может извлекать из дудочки звуки, удовлетворяющие вкусам самого взыскательного самца перепела. Недостатком этого метода является сложность овладения им. Без многократного показа и повторения на конкретном манке это невозможно, да и не каждый ученик решится засунуть себе в рот манок даже после очень почтенного аксакала-учителя.

В другой разновидности среднеазиатского перепелиного манка используется этот же принцип нагнетания воздуха при помощи полости и мембраны, но мембраной в данном случае служит уже не щека, а кусок эластичного воздухонепроницаемого материала. Он закрепляется в месте выхода дудочки в округлое углубление киркэ, натягивается и удерживается левой рукой, а пальцы правой лёгкой дробью ударяют по мембране. В качестве материала для мембраны традиционно использовалась кожа с шеи (горла) уток и гусей, причем перья с неё не удалялись. Считалось, что они придают звуку необходимую мягкость. В современных условиях чаще используют резину велосипедных камер, медицинские перчатки и даже детские надувные шарики. Для более естественного звучания вабильщик смачивает мембрану слюной.

Особую разновидность среднеазиатских манков составляют регулируемые киркэ. Их особенность состоит в том, что дудочка составляет целое с основой манка (вытачивается из того же куска материала). Наружный её конец не залепляется воском, а закрывается специальным поршнем, которым регулируют высоту звука. Перепела, как и люди, имеют свой <вкус>, поэтому непосредственно на охоте можно подобрать такое звучание манка, которое вызывает наиболее бурную реакцию самца. Опытные ловцы перепелов не сомневаются, что более молодым самцам нравятся самки с низкими голосами, то есть более старшие, а старшим самцам - молодые самки с более высокими голосами. Поршень представляет собой либо плотно свёрнутый перевязанный и проклеенный цилиндрик из кожи с кисточкой на конце, либо специальный винт. В первом случае манок делают из дерева, а поршень, держа за кисточку, немного выдёргивают из дудочки или заталкивают в неё; во втором - киркэ изготавливают из пластмассы, иногда прозрачной (выглядит это очень эффектно), а подстройку осуществляют поворотом винта.

Наконец манок готов, и охотник выбирает для охоты время (в средней полосе России, как правило, не раньше 2-3 недель после прилёта, после того, как основная часть самок села на кладки) и место ( его должно слышать либо возможно большее число самцов, либо один единственный <выдающийся певец> ). При этом ловец может провоцировать самцов на крики, громко играя на дудочке.

Когда место найдено и ответил нужный самец, ловец расстилает на траве сеть размером от 2хЗ до 6х6 м, а сам с дудочкой ложится позади неё. Тут-то всё и начинается! Азарт такой охоты несравним ни с чем. Почтенные аксакалы в одно мгновение превращаются в озорных мальчишек. Старики в российских селах при воспоминании об этих эпизодах забывают о своих хворях и готовы изображать в лицах все перипетии охоты. Суть охоты в том, чтобы, перекликаясь с перепелом, заманить его под сеть, затем, резко встав, заставить его, сделав <свечку>, удариться в сетку и в этот момент схватить долгожданную добычу. Приключений и волнений на такой охоте бывает более чем достаточно. То к манку устремятся сразу несколько самцов и затеют ток, не доходя до сетки, то подойдёт к манку самка (такие случаи хоть и редко, но бывают), то прилетевший на зов перепел сядет поверх сетки, то уже схваченный, казалось бы, самец уходит из рук и из-под сетки, оставив в утешение охотнику несколько перьев. Всех случаев не перечесть, рассказы о них длятся часами, если охотник встречает заинтересованного слушателя. Отношение к пленнику у ловца самое благожелательное: выпутав из сети, он готов его расцеловать, а потом будет его холить и лелеять, получая в благодарность ни с чем не сравнимые ощущения от <боя> перепела.

Охотники и любители перепелиного <боя> предъявляют высокие требования к голосу своих питомцев. Вот что писал, например, в начале века профессор Московского университета М.А.Мензбир: <Голос перепелов по-охотничьи разделяется на ваваканье, или мамаканье, и на крик. Бывают такие перепела, которые никогда не кричат, а только мамачут, и у охотников называются <мамаками>. Крик перепелов состоит из трёх особых колен: <подъёма>, <проволочки> и <отлива>. У огромного большинства, то есть у плохих перепелов, все колена крика сливаются в один поспешный, несколько свистящий удар, который можно передать звуками вроде <фвать-вальват>, или <фвить-фвитьфвить!> Такие перепела называются <чистохватами> или <частохватами>. Дорогой перепел ещё может кричать громко, хотя это не составляет в нём особого достоинства, но делать много ударов за один приём он решительно не может. Отлично хороший перепел часто делает только один удар. Хорошие перепела бывают и <с хрипью> и <без хрипи>, но очень хорошие имеют всегда самую полную, самую глухую <хрипь>.

Если кого то эта тема заинтересовала, задавайте вопросы отвечу.


Источник: http://forum.guns.ru/forummessage/75/226515.html


Закрыть ... [X]

Скачать Песню Манок - Перепелки Бесплатно в Mp3 и Слушать - Пристроить закрытую веранду к дому



Манок для перепела Манок для перепела Манок для перепела Манок для перепела Манок для перепела Манок для перепела Манок для перепела Манок для перепела